Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /КРЕСТЬЯНСТВО

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я КРЕСТЬЯНСТВО

КРЕСТЬЯНСТВО

КРЕСТЬЯНСТВО в Африке в отличие от развитых стран ещё не представляет собой единого сформировавшегося целого. Здесь это социальная группа, занятая производством сельскохозяйственной продукции, состоящая из мелких с.-х. производителей, в том числе общинников, ведущих полунатуральное хозяйство, и собственно крестьян, владеющих небольшим наделом, стадом или работающих по найму на плантациях или пастбищах. Крестьянство составляет ⅔ населения континента. Основу социальной организации афр. К. до недавнего времени состав-ляли разл. типы общины — от родовой общины племён охотников-собирателей экв. лесов до развитой соседской общины раннеклассовых обществ. Взаимоотношения членов таких общин строились на основе личной взаимозависимости и подчинения, определяемых иерархич. структурой родо-племенной организации. В целом эти отношения носили и продолжают носить архаичный, доклассовый или раннеклассовый характер. Эксплуатация Африки в качестве сферы приложения иностр. монополистич. капитала и превращение её в поставщика на мировой рынок ценных видов минер, и растит, сырья глубоко деформировали традиц. социальные структуры, но не уничтожили их. В странах, где ко времени уста-новления колон, господства сформировался класс феод.-зависимого К., феод, эксплуатация заметно усилилась. В тех странах и р-нах, где ко времени колон, завоевания всё ещё господствовали родо-племенные отношения (большинство р-нов Тропич. Африки), установление колон, господства привело к ускорению процесса их разложения и возникновению во мн. р-нах зависимого К., попадавшего под двойной гнёт — колонизаторов и родо-племенной верхушки.

Насаждение в афр. колониях капиталистич. х-в в ряде р-нов сопровождалось насильств. экспроприацией земли у землепользователей — крестьян и родо-племенных групп и объединений. Создание капиталистич. плантац. х-в не привело, однако, к образованию армии с.-х. рабочих. Наиб, заметная фигура этого периода в плантац. х-ве — это крестьянин-отходник, не порвавший связи с общиной и с землёй, к-рой он владел на правах члена этой общины. Часть продукта крестьянина безвозмездно отчуждалась под воздействием разл. методов внеэкономич. принуждения, в т. ч. посредством налогообложе-ния.

Возникновение и развитие товарного произ-ва, ориентированного на экспорт, особенно после 2-й мировой войны, привели во мн. странах Африки к развитию частнокрест. землевладения. Однако частнокрест. землевладение, как пра вило, не достигало кр. размеров, произ- во осуществлялось преим. на традиц., докапиталистич. основе. Преобладал тип потребит, х-ва.

К. Африки, заинтересованное в ликвидации колон, господства, упразднении феод, и полуфеод. отношений, проведении радикальных агр. преобразований, явилось одной из гл. сил нац.-освободит. движений.

Совр. К. развивающихся стран Африки представлено разнородными слоями сел. населения, характеризуется множеством переходных групп и категорий, ещё не вполне определившихся в классовом отношении. Поскольку экономика развивающихся стран оказалась включённой в мировую капиталистич. систему х-ва в качестве зависимого элемента, а старые производств. отношения не были устранены, капиталистич. трансформация с. х-ва идёт по консервативному пути. Соответствующий характер имеет и процесс разложения К. Его отличит, чертой является «непролетарское обнищание» трудящихся, к-рую В. И. Ленин характеризовал как «…низшую и худшую форму разложения крестьянства» (Л е н и н В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 56). Пауперизирующийся производитель во мн. развивающихся странах Африки становится массовым представителем сел. населения. Это мелкий арендатор- издольщик или мелкий «самостоятельный хозяин», обладающий вследствие ростовщич. закабаления только «призрачной собственностью» (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. иЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 1,с. 502), обременённый личной и долговой зависимостью с.-х. рабочий с зем. наделом или без него. Зажиточные слои К. широко используют старые способы присвоения: рентная эксплуатация, ростовщич. закабаление производителя, угнетение его методами торг. посредничества, изъятие части фонда жизненных средств работника на основе традиц. отношений господства и подчинения и т. д. Из зажиточной деревенской верхушки лишь узкая прослойка становится капиталистич. предпринимателями.

В целом эволюция К. в большинстве развивающихся стран Африки идёт в таком направлении, когда процессы его расслоения и разорения опережают процессы становления капитализма, «имеет место эксплуатация со стороны капитала без капиталистического способа производства» (там же, т. 46, ч. 2, с. 367). Из К. интенсивно выделяются беднейшие слои населения, образующие осн. источник пополнения рядов урбанизированных пауперов и люмпенов.

По охвату сел. населения, размерам обрабат. площади земель и величине затрат труда в с. х-ве общинный уклад, базой к-рого служит мелкое, натуральное в своей основе крест, х-во, является наиб, распространённым в афр. деревне. Общинное К. — самая отсталая в социально-экономич. и культурном отношении часть общества в афр. странах. Для него характерны низкий социальный и политич. статус, агр.-технич. отсталость земледелия, низкий уровень производительности труда, мелкий размер семейного х-ва, натуральный и полунатуральный характер произ-ва, неизжитость докапиталистич. форм эксплуатации. Подавляющая часть общинного К. живёт в условиях нищеты и неграмотности. Применение архаичных орудий труда и приёмов агротехники — одна из существенных причин крайне низкой производительности труда и урожайности с.-х. культур. Св. 4/5 афр. крестьян имеют участки менее 3 га, а х-ва размером менее 1 га составляют, напр., в Либерии, Малави соответственно 38, 52 и 39% общего числа х-в. Общинному К. присущи специфич. формы внутриобщинного социального неравенства, основанного на личных взаимоотношениях массы рядовых общинников с родоплеменной знатью. Во мн. афр. странах (Бенин, Конго, Танзания, Мадагаскар и др.) родоплеменная знать лишена по закону всех традиц. привилегий и власти, однако её влияние на сознание и социальное поведение крестьян-общинников ещё не преодолено. Вопрос о преобразовании архаичных агр. структур, покоящихся на традиц. системах общинного землевладения, решается в совр. Африке двояко: либо путём превращения общинного землевладения в частное, выделения индивид, крест, х-ва, стимулируемого антиобщинным законодательством (напр., это происходит в Малави, Кении, Кот-Дивуар и др. странах капиталистич. пути развития), либо — в странах социалистич. ориентации — путём внедрения коллективного произ-ва в общине, превращения общинного землевладения в кооперативную собственность членов общины, создания кооперативов и гос. с.-х. пр-тий.

Заметное влияние на эволюцию К. в развивающихся странах Африки оказали агр. реформы. Проблема ликвидации феод, землевладения наиб, остро стояла перед нек-рыми странами Сев. Африки, а в тропич. её части — в Эфиопии, Уганде, Нигерии и др. Агр. реформы способствовали расширению крест, землевладения за счёт перераспределения части феод, имений. В целом они ослабили (в ряде стран весьма существенно) докапиталистические производственные отношения, а во мн. странах сообщили новый импульс дальнейшей социальной дифференциации К. Выгоду от агр. реформ получили прежде всего зажиточные слои сел. населения. Напр., в Египте агр. реформа затронула лишь ок. 10% всех крестьян. Увеличение крест, землевладения сопровождалось тенденцией к сокращению крест, землепользования, зажиточная верхушка деревни продолжала экспроприировать земли бедноты на основе ростовщич. эксплуатации. Радикальные агр. реформы проведены в странах социалистич. ориентации. В результате агр. реформы в Эфиопии полностью ликвидирован класс феодалов, все земли были объявлены обществ, собственностью. До революции 1974 в феод, владении помещиков, церкви и имп. семьи находилось более 80% с.-х. земель, а 88% крестьян вовсе не имели земли и составляли слой арендаторов-издольщиков. В Алжире были национализированы кр. зем. владения феодалов и сел. буржуазии. В странах социалистич. ориентации перераспределение земли в пользу трудящегося К. сопровождалось развитием институтов, ограничивающих рыночную стихию в мелком произ-ве и способствующих укреплению х-ва мелкого производителя (развитие кооперации, поставки гос-вом средств произ-ва, регулирование товарных цен и т. д.).

Развитие с.-х. кооперации, ставшей важной частью гос. агр. программ, свидетельствует о формировании в Африке нового социального типа сел. тружеников — кооперированного К. В странах Африки развита преим. сбытовая кооперация, т. к. монокультурное с. х-во остро ставит проблему сбыта товарной продукции. В странах, развивающихся по капиталистич. пути (Кот- Дивуар, Кения, Габон и др.), деятельность с.-х. кооперативов подчинена, как правило, частным интересам эксплуататорских классов. В странах социалистич. ориентации (Алжир, Ангола, Тан-зания, Эфиопия, Мадагаскар и др.) постепенно получает распространение создание производств, кооперативов, объединяющих мелких сел. производителей, и гос. с.-х. пр-тий. Так, в Алжире на кооперативный и гос. сектор в с. х-ве приходилось св. 50% всех обрабат. земель (кон. 70-х гг.).

В расистской ЮАР афр. К. подразделяется на 2 осн. группы. Пераая группа — крестьяне в бантустанах, где сохраняется преим. общинное землевладение (примерно ½ афр. сел. нас.). На с. х-во бантустанов, отличающееся крайне примитивным уровнем развития, отрицат. влияние оказывают нехватка орошаемой земли, ведущая к истощению почв, архаичные методы обработки земли, вынужденный отказ от применения машин. Вторая группа — сквоттеры —батраки с зем. наделом, прожива-ющие на фермах и плантациях европейцев. (Как правило, это крупные капиталистич. х-ва, где отношения капиталистич. найма переплетаются с отработочной системой, Наиб, характерная фигура в этих х-вах — афр. батрак с зем. наделом.)

В странах Африки К. ещё в значит, степени разделено сословно-кастовыми, общинными, религ. перегородками. Сохранившиеся традиц. формы отношений оказывают значит, влияние на обществ, сознание и социальную психологию К. В результате деятельности революц.-демократич. сил в деревне барьеры, стоящие на пути политич. организации трудящегося К., постепенно преодолеваются. Объективным условием этого процесса является разложение докапиталистич. способов произ-ва. В ряде стран возникают и укрепляются крест, союзы (напр., крест, ассоциации в Эфиопии, наделённые правами решения всех местных проблем деревни), орг-ции с.-х. рабочих (в Алжире и др.). К. всё активнее втягивается в движения, направленные против империапистич. эксплуатации, на уничтожение остатков колониализма и феодализма. В странах социалистич. ориентации революц. борьба К. всё более принимает антика- питалистич. характер. В документах Междунар. совещания коммунистич. и рабочих партий (1969) подчёркивалось, что центр, вопросом революц. процесса в Азии и Африке является вопрос о позиции К., составляющего большинство населения. «Крестьянство этого района мира — могучая революционная сила. Но это, как правило, — стихийная сила, со всеми вытекающими отсюда колебаниями, со всеми противоречиями в идеологии и политике» (Международное совещание коммунистических и рабочих партий, М., 1969, с. 191). В годы независимости наблюдается тенденция к относительному сокращению уд. веса сел. населения (к 2000 г. оно составит 57% по сравнению с 70% в 1980). Однако абсолютная численность деревенских жителей будет расти и к концу 20 в. достигнет 450—500 млн. чел. Т. о., до конца столетия в Африке будет по-прежнему количественно преобладать сел. население.