Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /РЕЛИГИИ АФРИКАНСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я РЕЛИГИИ АФРИКАНСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ

РЕЛИГИИ АФРИКАНСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ

РЕЛИГИИ АФРИКАНСКИЕ ТРАДИЦИОННЫЕ, комплексы верований, культов, ритуалов, сложившихся у афр. народов до распространения на континенте ислама и христианства. Значит, место занимает анимизм. Р. а. т. приписывают наличие души конкретным живым существам и неодушевлённым предметам (напр., ритуальным барабанам). Мн. афр. народы верят в множественность душ у человека. О посмертном существовании души их представления разнообразны: по представлениям ньяруанда, игбо, ибибио и др., души умерших находятся под землёй, по представлениям шилук, лодзи, эве, йоруба и др. — на небе. Эти пред-ставления совмещались с верой в воплощение умерших в тотемных животных или растения, в переселение душ умерших в новых членов рода. Сложились обряды, вызванные в значит, мере страхом перед мёртвыми. Бушмены, считавшие, что душа умершего, оставляя могилу, охотится, ест и пьёт, после погребения покидали прежнюю стоянку, избегали старых захоронений. Гереро перед захоронением ломали у трупа позвоночник, чтобы душа покойного, ставшая червем, не выскользнула наружу. Готтентоты, чтобы не выпу-стить душу умершего, окутывали его голову кожаным плащом, в к-рый закатывали согнутый пополам труп. Почитались как покровители родовой общины, деревни локальные духи — «хозяева» лесов, холмов, озёр, рек, их наделяли именами, посвящали им святилища (считавшиеся местом пребывания духа) — холмы, пещеры, естественные колодцы и пр., для поддержания культа выделяли специальных жрецов, в честь духов-покровителей устраивали празд-нества с жертвоприношениями, молениями.

С анимизмом Р. а. т. связан (но, возможно, более раннего происхождения) фетишизм (поклонение неодушевлённым предметам-фетишам). Первоначально сверхъестеств. свойства приписывались самим фетишам; с развитием анимистич. представлений фетиш стал рассматриваться как вместилище души, духа. Объектами поклонения были деревья, камни, барабаны, маски, статуэтки, скамейки и др.

Фетиши подразделялись на общие для группы кровных родственников, общины, племени, народа и личные (защищающие владельца от всякого зла). Общими фетишами у йоруба, бини, бамбара являлись кам. неолитич. топоры, считавшиеся окаменевшими молниями, пущенными на землю божествами Шанго и Фаро. Ганда фетишизировали регалии, атрибуты власти, собственность обожествлявшегося правителя — кабаки (принадлежавшие ему барабан, рога быков и буйволов и др.). Общенар. фетишем ашанти, вместилищем души всего народа считался т.н. золотой трон (дерев, резная, инкрустированная золотом скамеечка), на к-рый запрещалось садиться даже правителю. Важнейшими фетишами общеродового или обще- плем. значения были ритуальные маски, кугльт к-рых был широко развит в Зап. и Центр. Африке. Большое распространение получили личные фетиши у ашанти (суманы, изготовленные из кусков дерева, раковин, бус, раскрашенные и обмазанные кровью жертвенных животных), нуэр (кулангни — дерев, бруски или связки дерев, палочек), конго (нкизи), народов междуречья Конго — Убанги (бонганга) и др. Их боялись, старались умилостивить, но могли и наказать, выбросить, вернуть колдуну для восстановления сверхъестеств. силы.

В Р. а. т. сохранились пережитки тотемизма. Согласно тотемич. представлениям, группа кровных родственников, в первую очередь родовая община, ведёт своё происхождение от определённого вида животных или растений (реже от рек, озёр) — тотема или от общего с тотемом предка. Тотем — объект сакрального почитания и в какой-то мере отличит, знак, символ этой группы (перенимающей наименование тотема). Тотемизм включает ряд обязат. правил, обрядов, в т. ч.'строжайших запретов (табу) употреблять в пищу тотемное животное или растение, вступать в брак с лицом той же тотемной группы (тотемич. экзогамия). Наиб, полно тотемизм сохранился у пигмеев (Заир, Конго, Габон). Отд. элементы тотемич. верований обнаруживаются у большинства народов Африки — назв. родов по тотему (напр., слона, обезьяны, змеи — у йоруба, черепахи, питона, пчелы — у нуэр и динка), вера в переселение душ умерших в тотем (у йоруба, занде и др.), запрет охоты на тотемных животных (у нуэр, динка, эдо и др.), пищевые табу (у йоруба, ланго, эдо и др.), ритуальные тотемич. пляски (у тсвана, суто, бамбара и др.); распространено почитание определённых видов животных (к-рым, вероятно, ранее поклонялись как тотемам); питонов (у ашанти, фон, луо), леопардов и львов (у йоруба, конго, луба, ланго, фон), крокодилов (у догон, сонгай, бамбара, ашанти) и др.

У большинства афр. народов распространён культ предков (возникший позднее тотемизма): почитаются предки (духи предков) семьи, рода, племени. В число сакрализованных включаются обладавшие высоким социальным статусом — главы семейств, вожди родов, племён, жрецы и т. п. Культ предков отражает значит, роль в афр. геронтократич. традиц. обществах стариков, патриархов семьи, рода — хранителей традиций, знаний, коллективного опыта. В Р. а. т. духам предков отво-дится роль связующего звена между конкретной социальной группой и потусторонним миром. Распространено представление о возвращении духов предков в мир живых, о поселении их неподалёку от деревни; умерших предков продолжают считать членами общи-ны, к-рые помогают сородичам, наказывают их при нарушении обычаев, кровнородственных обязательств и т. п. Предков почитают преим. по мужской линии, у ряда этносов (ашанти и др.) — по женской, нек-рые народы (гереро, тсонга и др.) чтят предков и по мужской, и по женской линии.

Согласно традиционным религ. представлениям, на высшей иерархич. ступени — давно умершие предки (более близкие к «эпохе первотворения»), основатели родов, однако, как правило, моления и обряды относятся к ещё не забытым предкам, скончавшимся относительно недавно. Формы почитания предков у афр. народов различны. Вамбара, считавшие воплощением духов предков столбы, к-рые подпирают крыши домов глав семейств, обмазывали их маслом (чтобы влить новые силы), ежегодно совершали около них жертвоприношения. У конго обряды, связанные с культом предков, совершались на местах погребений. Но центром культа предков всего рода был «дом бакулу» — хижина в гл. селении рода, в ней постоянно поддерживался огонь, хранилась корзина с реликвиями (волосы, ногти, фаланги пальцев умерших жрецов культа предков), культом предков ведал особый жрец. У ашанти центром почитания предков был «дом скамеек». Каждый ашанти имел особую, табуированную скамейку, в к-рую, как считалось, после его смерти переселялась его душа; скамейки предков — умерших вождей — торжественно пере-носились в «дом скамеек».

С развитием социальных отношений, возникновением в Африке раннегос. образований связан политеизм. Наряду с бесчисленными духами появляются могуществ. божества, обладавшие личными именами, обликом (часто антропоморфным), характерными индивидуальными чертами, более отчётливо выраженными функциями. Как правило, культ верховных богов отсутствует (среди исключений культы Нгаи у кикуйю, Ньяме у ашанти, Амма у догон).

Для_ Р. а. т. афр. раннегос. образований (Йоруба государства, Луба, Лунда, Лоанго, Бенин, Уньоро, Ашанти конфедерация, Буганда и др.) характерно обожествление правителей, к-рые считались потомками и воплощением мифич. первопредков: у шиллук — Ньиканга, у ганда — Кинту и т. п. Обожествлённые предки правителей часто наделялись именами архаич. богов, отождествлялись с ними. Во мн. «историч.» преданиях йоруба первым правителем Ифе являлось божество Одудува, правителем Ойо — Ораньян. Обожествлялись и здравствующие правители. Их воцарение сопровождалось ритуалами, целью к-рых было сообщить ему божеств, силу (напр., у шиллук на трон помещали фетиш, именовавшийся Ньикангом, закалывали жертвенного быка, а затем, убрав фетиш, сажали на трон нового правителя). Обожествлённые правители окружались многочисл. табу (у лунда им нельзя было касаться земли, никто не должен был видеть, как они едят, пьют; у ньоро, бини правителям разрешалось говорить только ночью и т. п.).

Важное место в отправлении культа занимали жертвоприношения. Приносили в святилища предков, духов, божеств орехи кола, варёную кукурузу, бобы, др. растит, пищу; практиковали возлияние водой, маслом, спиртными напитками; убивали животных (козы, овцы, собаки, реже быки, коровы; нередко тому или иному конкретному ритуалу должен был соответствовать определённый цвет жертвенного животного — белый, чёрный, пятнистый и т. п.). Во мн. раннегос. образованиях (у ашанти, в Буганде, в Бенине) совершалось ритуальное умерщвление людей. Жертвоприношения совершались не только ради умилостивления

обожествлённых предков, богов, но им приписывалось и магич. значение.

Магия в верованиях афр. народов основана на вере в возможность использовать мнимую сверхъестеств. силу тех или иных существ, телодвижений, жестов, словесных формул-заклинаний для ограждения от опасности, обеспечения удачи, нанесения вреда врагу и т. п. Мн. магич. обряды построены на принципе имитации, уподобления. Напр., шиллук при обряде вызывания дождя заставляли раненого жертвенного быка совершить путь к реке и обратно к месту жертвоприношения (где его убивали), считая, что вслед за этим дождь, подобно крови быка, оросит землю (такой же характер носило жертвоприношение Хейтси Эйбибу у готтентотов). Перед началом охоты ланго, луо прибегали к магич. ритуалу — прокалыванию изображений зверей символич. или настоящими стрелами, копьями, в обрядах вредоносной магии применяли протыкание фигурок. Др. магич. обряды основаны на представлении о непрекра- щающейся взаимосвязи предметов, когда-то находившихся в контакте, либо целого и отделившейся от него части; мн. афр. племена полагали, что злокозненный колдун в состоянии оказать непосредств. вредоносное воздействие на человека при наличии его одежды, экскрементов, обрезанных ногтей и волос.

Магич. значение придавалось и молитвам-заклинаниям, проклятиям; мн. афр. племена верили, что мысль, выраженная словами, овеществляется в деле; действенность, сила слова зависит от вложенной в него безликой энергии, гл. обладатели к-рой — люди высокого социального статуса (старейшины, вожди, правители, жрецы). Нарушение магикорелиг. запретов, табу, регламентировавших мн. стороны жизни афр. народов, могло привести, по их представлению, к смерти человека.

Существенным элементом ритуалов являлась молитва. Коллективные молитвы читались хором, нараспев. В отправлении культа большую роль играли музыка, пение, пляски. Мн. муз. инструменты имели ритуальный характер (гуде лки, трещотки у догон, барабаны у ашанти и др.). Музыка, сакральные танцы во время ритуала создавали атмосферу всеобщего единения, вызывали у участников религиозную экзальтацию.

Религ. ритуалы были связаны со всеми значит, этапами жизни, с производств. деятельностью человека, коллектива. Сезонные ритуалы посвящались перемене климатич. цикла, началу посева, жатвы, передвижению с зимних пастбищ на летние и др. Ритуалы бедствия были направлены на изгнание или умилостивление сверхъестеств. сил, навлёкших, по поверьям, болезни, неудачи на жителей деревни и т. п. Одно из центральных мест в жизни афр. традиц. обществ занимали инициации.

В родо-плем. обществах отправле-нием культа часто ведали старики, старейшины. В процессе разложения родо-плем. строя возникли культовые объединения, осн. в первую очередь по принципу пола, возраста, — тайные общества или тайные союзы (их организация, символика были тайной для непосвящённых). Членами тайных союзов, как правило, могли стать люди, достигшие половой зрелости, прошедшие обряды инициаций (посвящение в союз требовало дополнит, обрядов типа инициаций). Тайные об-ва включали по преимуществу лишь мужчин, однако существовали и женские тайные об-ва (у кпелле — Санде, у конго — Нкамба и др.); редко встречались смешанные союзы (Оконго — в Нигерии). С классовым расслоением, возникновением раннегос. образований тайные союзы превратились в замкнутые иерархии, орг-ции; они подразделялись на 6—10 ступеней-рангов. Уплата ден. взносов (особенно высоких для принадлежавших к высшим рангам) делала тайные об-ва доступными лишь знатным и богатым. Изменились цели союзов, помимо культовых функций они стали иметь и важные политические. В Зап. и Центр. Африке колон, периода существовало более 100 тайных союзов, имевших ответвления, филиалы. Наиб, влиятельными были Оро, Огбони, Эгунгун — у йоруба (Нигерия), Поро и Бунде — у тем- не, менде, сусу, кпеле (Сьера-Леоне, Либерия, Гвинея), Комо — у бамбара (Мали). Тайные об-ва ведали обрядами инициаций, церемониями, связанными с началом сева, сбора урожая, похоронами и др. Согласно верованиям африканцев, каждое об-во имело своего покровителя — духа, обожествлённого предка, божество. В церемониях тайных об-в существенное место отводилось культу масок, считавшихся воплощением божества, духа-покровителя. 13. Деревянная маска тайного общества «бунду у мен-де. Сьерра-Леоне. 14. Предок. Культовая скульптура'у бамбара. Мали. Музей Филадельфийского университета. 15. Культ божества йоруба Шанго (представлен ритуальным топором| 16. Фетиш. Обожествленный предок. Камерун. 17 Деревянная раскрашенная маска у сенуфо (Кот-Дивуар). Используется в обряде изгнания из деревни злокозненных колдунов. В пасть маски нередко вкладывают тлеющие угольки (ее назв. -выплевывающая огонь»). 18. Гадательные кости (каждая представляет определенного духа). Колдун, бросив кости на специальную дощечку, по их расположению распознает настроение духов.

С разложением родовой общины, углублением разделения труда и общей социальной дифференциации складывался институт жрецов — проф. служи-телей культа. Выделению жречества в особую обществ, группу предшествовал у ряда афр. народов, находившихся на стадии перехода от родовой организации к зачаткам государственности, институт вождей-жрецов (великий огун у догон, оль-ойбони у масаи, оркойот — у нанди и др.); у народов Юго-Вост. (и некоторых народов Северо-Вост.) Африки особым почитанием пользовались «вызыватели дождя», в роли к-рых нередко выступали вожди племён. В раннегос. образованиях (у ашанти, йоруба, в Буганде, в Бенине) жречество превратилось во влият. обществ, силу. Напр., жрецы в Буганде получали от правителей богатые дары, владели рабами, большим кол-вом скота; оскорбление жрецов (особенно жрецов гл. божеств) каралось большим штрафом, порой и смертью. Жрецы прикреплялись к храмам, святилищам, алтарям того или иного духа или божества, пользовались доходами с имущества и земли, принадлежавших храму. Престиж и статус жрецов зависел от места, к-рое занимали в полидемонич. или политеистич. пантеоне духи, божества, культ к-рых они поддерживали. У ряда народов (ашанти, азанде и др.) существовала иерархия жрецов. Жрецы руководили обрядами жизненного цикла, инициаций и др. религ. ритуалами, были наделены судебными функциями. Жрецы, особенно верховный жрец, получали от верующих всевозможные подношения. Жрецы часто отличались одеждой, украшениями (у жрецов Шан- го — красные одежды, ожерелье из красных и чёрных бусин; у жрецов Ньямина груди металлич. диски с полумесяцем). Посвящению в жрецы предшествовала длит, подготовка (до 2—3 лет), обучение всем тайнам ремесла; на это время предписывались уединённый аскетич. образ жизни, строгое соблюдение ритуальных установлений, многочисл. табу.

При отправлении культа жрецы ашанти, йоруба и др. впадали в транс — «общались» с духами и богами. У эве, фон, шона и др. «общение» осуществлялось через медиумов (чаще всего женщин). Слова и действия находящегося в трансе медиума интерпретировал жрец. Культы одержимости наиб, могущественными богами или обожествлёнными предками правителей у шона, каффа и др. представляли собой обычно канонизиров. спектакль, к-рым руководил жрец; объективно целью этих центр, культов являлось поддержание структуры власти, общепринятых норм и устоев. Одержимость медиумов периферийными, второстепенными божествами и духами не контролировалась жрецами; через периферийные культы (поскольку медиумы не несут ответственности за сказанное и содеянное ими в состоянии транса) просачивались новые взгляды и веяния в консервативные традиц. общества.

Большую роль среди служителей культа в Р. а. т. играли гадатели, в функции к-рых входило определение воли богов, причины несчастий, предсказание будущего, разгадывание снов, советы, как вести себя в той или иной ситуации. Гадали по полоскам кожи, костям, внутренностям жертвенных животных, крикам, полётам птиц. У ашанти, зулу, масаи и др. гадатель занимался предсказанием в состоянии транса. У йоруба, у к-рых существовала сложная система гаданий с помощью кокосовых орехов, жрецы Ифа (божество гадания) считались важнейшими среди др. жрецов, ни одно серьёзное решение не принималось без их совета (ту же роль у фон играли жрецы Фа). У мн. афр. народов жреч. прослойка сохранилась по настоящее время, не утратили влияния и гадатели.

К служителям культа примыкают знахари, сочетающие магич. приёмы с выработанными за мн. века методами нар. медицины. Согласно традиц. представлениям мн. афр. народов, болезнь может быть вызвана вселившимся в человека злым духом. Считалось, что знахарь, прибегая к заклинаниям, колдовским снадобьям, магич. действиям, изгоняет его из человека.

Важной функцией всех служителей культа, тайных об-в являлось выявление злокозненных колдунов (ведунов) и защита людей от их зловредного воздействия, По поверьям, распространённым среди афр. народов, ведуны, являясь людьми, одновременно принадлежат к миру умерших, духов, враждебных человеку (согласно мифологич. представлениям, они в какой-то мере антиподы людей: действуют ночью, невидимы, летают, двигаются пятками вперёд, перевёрнуты с ног на голову и т. п.). Первоначально в ведовстве обвинялись нарушители кровнородств. обязательств, противопоставлявшие себя обществу, позднее с усилением дифференциации в коллективах обвинения в ведовстве стали мощным средством межгрупповой борьбы за власть, имущество, влияние, позволяли расправляться с личными врагами.

В совр. Африке, несмотря на укрепление позиций ислама и христианства, с одной стороны, на усиливающуюся секуляризацию — с другой, Р. а. т. продолжают оказывать влияние на широкие массы людей. Согласно приблизит, статистич. данным (1980), Р. а. т, придерживаются более 100 млн. чел. Больше всего приверженцев Р. а. т. в численном выражении — в Нигерии, в процентном (79%) — в Либерии.