Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /СОКОТО

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я СОКОТО

СОКОТО

СОКОТО, халифат (султанат), феод,- теократич. объединение исламизиров. гос-в (эмиратов) басс. Ниж. Нигера с центром в г. Сокото, созданное знатью фульбе в ходе джихада ( «священной войны») против местных правителей в нач. 19 в. (см. Османа дан Фодио восстание). В основном сложился к 20-м гг. 19 в. Включал старые гос. образова-ния — Кано, Кацина, часть Дауры и Зарии, и новые: на С.-З. — собственно С. ( «коронное владение» халифов, возникшее на терр. Гобира, Замфары и части Кебби), Гванду, на С.-В. — Каза- уре (выделенный из Кано), Борну (Ката- гум), Вост. Борну (Хадеджиа, Джамааре, Мисау), на Ю.-З. — Илорин, Нупе (Бида), Контагора, Яури (Явури), Агаие, Лапай, Патеги, Лафиаги, на Ю.-В. — Адамауа, Мури, Баучи, Вост. Баучи (Гомбе), в центре — Кеффи, Насарава, Лафиа, Джемаа, Васе. Правители этих гос-в (т. н. царские эмиры), непосредственно подчинявшиеся халифам, могли иметь собств. вассалов и завоёвывать новые территории.

Границы халифата С. определились к сер. 19 в., когда он занимал терр. от гг. Масина и Сай на 3. до гг. Катагум и Гарва на В., от гг. Маради и Дауры на С. до гг. Локоджи и Майо-Дарле на Ю. Ранний халифат С. (до смерти в 1817 первого халифа — Османа дан Фодио) был организован в соответствии с нормами ортодоксального суннитского ислама. Офиц. иерархия включала должности халифа ( «амир аль-муминин»), помощников халифа (визири), военачальников (амир аль-джаиш) и судей (алькали). В 1808 Осман дан Фодио, оставаясь официально халифом, делегировал верховное управление частями халифата С. своим визирям. В 1812 выделились 2 визирата — западный во главе с братом халифа Абдуллахом, и восточный под началом сына Османа — Мухаммаду Белло. В правление 3 следующих халифов — Мухаммаду Белло (1817—37), его брата Абубакара Атику (1837—42) и сына Алию Бабы (1842—59) наступил период известной консолидации халифата С. В 1817, после того как Абдуллах признал власть Белло, было ликвидировано деление С. на визираты, его центром окончательно стал г. Сокото. Власть халифов признали мятежные правители Гобира, Кебби, Хадеджиа и Кацины. В нач. 20-х гг. 19 в. в покорённых странах сложились новые правящие династии и возродился титул царя (сар- ки), это легализовало образование новой наследств, знати и открыло путь к фактич. разделу халифата С. на ряд гос-в. Новых правителей продолжали назначать халифы, но в 30-х гг. в эмиратах утвердился принцип престолонаследия; сложились также гос. советы (советы сарки), игравшие в основном роль совещательных органов, а также участвовавшие в решении вопросов престолонаследия (особенно при наличии неск. претендентов). Офиц. связи эмиров с халифами ограничивались узами вассальной (даннической и военной) зависимости, носившей в ряде случаев чисто символич. характер. В кон. 19 в. в результате нар. восстаний, династич. распрей и столкновений эмиров авторитет и власть халифов ещё больше упали и свелись к роли арбитров. Экономи-чески и политически преобладающим ядром державы оставались страны хауса (эмираты Кано, Кацина, Даура, Зария, Сокото, Гванду). Обществ, строй халифата С. характеризовался процессом феодализации и представлял широ-кий диапазон переходных форм от патриархально-общинного строя к феодальному. Мелкое, по преимуществу натуральное, произ-во определялось строем земледельч. общины (промежуточной между родовым и сельским типами общины). Принцип раздельного хозяйствования отдельных больших семей (патриархальных общин) сочетался с принципом наследств, принадлежности индивидов к деревенскому коллективу и его терр. в качестве гл. элемента общинного землевладения и условия личного полноправия. Патриархально-общинные структуры на значит, части терр. С. подверглись процессу феодализации, хотя и в разной степени. Ко времени образования С. развитие феод, отношений дальше всего зашло в странах хауса. Здесь, по-видимому, уже в 16—17 вв. земледельч. община превратилась в систему территориальных (локальных) организаций (соседств, землячеств, общин-волостей или «земель»), а функции власти перешли в основном в руки надобщинной, наследств. знати, патриархальнообщинная организация сохранялась в преобразованной форме гос.-феод. структуры, к-рая определяла и харак-тер общинного управления, и во многом систему эксплуатации общинников. Гос.-феод. структура была воспринята правителями фульбе в качестве нормативной организации гос. власти госпо-дствующего класса на всей терр. С.

Господствующий класс состоял из военно-служилого сословия или титулованной знати (саракуна) и духовного сословия — богословов и законоведов (улемы или маламы). Саракуны и улемы в свою очередь делились на неск. статусных групп, только высшие из них (царский род в военно-служилом сословии, судьи и имамы среди улемов) носили замкнутый, наследств, характер. Военно-служилое сословие ведало политическо-адм. и воен. аппаратом, предназначенным для выполнения функций гос. управления, и прежде всего для сбора подушной подати (обычно деньгами) с крестьян и ремесленников, судебных штрафов, торг. пошлин и т. п. Титул, статус и власть саракуна определялись занимаемыми ими должностями (сараута). Должности делились на дворцовые и адм.-политические. Носители последних составляли основу должностной иерархии, их функции прежде всего заключались в управлении отдельными «землями» (ка- са) и они вознаграждались долей собранных налогов. Номинально лица, получавшие эти должности, представляли собой владельцев «кормлений», называвшихся «гаруруван сараута» ( «города должности»); фактически они превращались в условные зем. пожалования, частные владения саракуна.

Владельцы «гаруруван сараута» были связаны между собой отношениями личной иерархич. зависимости. На периферии халифата С. быстрая феодализация патриархально-общинных структур была в основном результатом их синтеза с развитыми феод, отношениями, заимствованными и перенесёнными фульбе на окраины халифата.

Эксплуатируемый класс (крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы) состоял из сословия простолюдинов — свободнорождённых, не имевших титула или звания малама, и внесословных групп зависимого (сервильного) населения.

Большое распространение в хали-фате С. получила сервильная организация; её первоосновой служила значительно возросшая и укрепившаяся система невольничества — захват, покупка, наследование и пожалование рабов (байи). Невольники и их потомки, поселявшиеся в спец. посёлках (рума- да), отдельно от свободных, широко использовались в земледелии и специа- лизиров. ремесле и составляли значительную (в отдельных случаях, вероятно, и бблыиую) часть населения. В целом (несмотря на сильные элементы рабовладения) сервильная организация подчинялась феод, тенденции, становясь одной из предпосылок формирования частного феодализма. Последний получил в системе халифата С. значительное или преимуществ, развитие. Согласно нормам, воспринятым фульбе от хауса, потомки невольников во втором и третьем поколениях получали прочное (приближающееся к наслед-ственному) право на обрабатываемую землю, а также известные личные права, и переходили в разряды крепостного и зависимого крестьянства. Невольники жаловались, как правило, вместе с землёй в условное или наследственное (безусловное) владение. Сервильная организация в халифате С. втягивала в свою сферу земледельч. общину, подрывая тем самым основу гос.-феод. системы. В центрах С. и ближайших к ним р-нах частнофеод. отношения представляли собой результат постепенной эволюции гос.-феод. системы и её низшего звена — терр. общины. Сервильные поселения здесь жаловались обычно вместе с «городами власти» или создавались на их территории. Положение крестьян-общинников и коренных жителей сервильных посёлков, находившихся, как правило, под властью одних и тех же властителей, мало чем отличалось друг от друга; зем. пожалования и кормления фактически сливались в единую систему условных зем. держаний. Преобладающей формой эксплуатации становились частные повинности, в основном совпадавшие у общинного и зависимого крестьянства: барщина, оброчные платежи, включая введённые фульбе религ. налог — «десятина» и разл. личные «дары». На дальней периферии халифата С. сервильная организация, складывавшаяся гл. обр. в результате воен. экспансии фульбе, составляла основу зем. пожалований. Отдельные деревни и целые области передавались в частное держание придворным и сановникам, а их жители обращались в зависимых крестьян или рабов.

Наличие крупных торг.-ремесл. поселений было особенно характерно для стран хауса, где подобные поселения (гари) являлись центрами кр. терр. общин. Сочетание строя земледельч. общин и города в условиях включения их в систему надобщинной, феод, власти в целом содействовало развитию феод, отношений, внося в них значит, элементы товарно-денежных отношений (коммутация части феод, повинностей, торговля невольниками, товаризация нек-рых видов земли и т. д.). В нач. 20 в. С. был разделён между Велико-британией, Францией и Германией; ббльшая его часть вошла в состав англ. протектората Сев. Нигерия.

СОКОТО (Sokoto), город на С.-З. Нигерии, в долине р. Сокото (приток р. Нигер). Адм. ц. шт. Сокото. 100 тыс. жит. (1981). Узел шосс. дорог. Важный торг — распределит. центр р-на орошаемого земледелия (рис, сах. тростник), а также р-на возделывания хлопчатника, табака, арахиса и разведения скота. Цем. з-д, текст, и дубильные произ-ва. Кр. скотобойня. Кустарная выделка кож, ткачество. В 19 в. С. — столица гос-ва Сокото.