Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я /ХРИСТИАНСКО-АФРИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ И СЕКТЫ

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 2. К—Я ХРИСТИАНСКО-АФРИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ И СЕКТЫ

ХРИСТИАНСКО-АФРИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ И СЕКТЫ

ХРИСТИАНСКО-АФРИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ И СЕКТЫ, религ. синкретич. организации, сочетающие в догматике, культе элементы местных традиционных верований и христианства. Большинство из них возникло в результате отделения от западнохристианских (гл. обр. протестантских) церквей и сект, объявив себя самостоятельными. В зарубежной литре их называют сепаратистскими, независимыми, туземными, пророческими, мессианскими или синкретическими. Членами христ.-афр. церквей являются исключительно африканцы, б. ч. принадлежащие к одному этносу; встречаются Х.-а. ц. и с. и полиэтнич. состава.

В вероучениях Х.-а. ц. и с. в большей степени используется Ветхий завет, чем Евангелия. Христ. представления о боге-отце, Иисусе Христе значительно видоизменены: бог-отец часто отождествляется с богом традиц. верований, с мифологич. первопредком (напр., в Церкви Христа с Ункупункулу) воплощением Иисуса Христа часто считается глава секты ( «чёрный Христос»), В ритуальной практике обычно превалируют, сочетаясь с элементами обрядов христианства, традиционные культы. Почти у всех Х.-а. ц. и с. сохраняется в качестве основного обряд крещения (совершается преим. над взрослыми или при переходе в класс взрослых); христ. представление о духе святом трансформировалось: в значит, части Х.-а. ц. и с. с сошествием духа святого стало связываться характерное для афр. культов состояние одержимости, транса.

Х.-а. ц. и с. строятся по иерархич. принципу, священнослужители делятся на высш. и низших. Во главе обычно стоит «пророк» ( «апостол»), почитаемый как «чёрный мессия», к-рый проводит наиб, значит, церемонии, проповедует осн. положения вероучения секты, а также занимается «исцелением» больных, борьбой с «злыми чарами» и «нечистой силой», защитой от «злокозненного колдовства» и т. п.

По неполным сведениям (кон. 1970-х гг.), приверженцы Х.-а. ц. и с. составляли 4—6% нас. континента, в т. ч. ок. 50% в странах Юж. Африки (в ЮАР ок. 15% нас.), св. 25% в Зап. Африке, ок. 17% в Центральной.

Нек-рые секты превратились в целые направления (движения), породившие в дальнейшем самостоят. общины. К таким относятся кимбангизм и матсуа- низм. Общины кимбангистов имеются в Заире, Конго, Анголе. Под влиянием кимбангизма возникли самостоят. секты в Заире (в 1970-х гг. их насчитывалось 15) и Анголе. Наиб, значит, из них в Анголе — Церковь нашего господина Иисуса Христа (или Культ красной звезды), к-рая в 1970-х гг. насчитывала неск. десятков тыс. чел.

Матсуанизм, сложившийся в 1920-х гг. как антиколон. политич. движение, приобрёл после смерти А. Матсуа преим. религ. характер. Матсуанисты имеют свои молельные дома, алтари. Осн. атрибуты культа — крест, зеркало, свечи, лампадки и др. В Конго существует (нач. 1980-х гг.) секта Матсуанистская церковь кинзонзи, требовавшая в 1950- х гг. объявления матсуанизма общегос. религией. Сектанты враждебны и по отношению к революц. — демократич. пр-ву Нар. Респ. Конго.

В колон, период большую популярность приобрела открыто выступавшая против колониализма секта Китавала. В кон. 1970-х гг. она была распространена в Заире, в небольшой степени в Малави.

Секта Движение хаки (или Миссия чёрных) была основана в Белы. Конго Симоном Мпади (воспитанник амер. баптистской миссии), объявившим себя в 1938 «пророком». Последователи секты имеются (нач. 1980-х гг.) в Заире, Конго, Анголе, гл. обр. среди конго (преим. среди горожан); общая числ. — неск. десятков тысяч чел.

Церковь Лумпа (или Странствующую церковь) основала в 1952—53 среди бемба в Сев. Родезии (совр. Замбия) «пророчица» Алиса Муленга Леншина Лубуша. Первоначально секта имела антиколон. направленность, нередко активно поддерживала Объединённую партию национальной независимости. В независимой Замбии (с 1964) Церковь Лумпа, получив отказ в предоставлении ей статуса гос. церкви, встала на путь антиправительств, действий. Руководители секты были арестованы; деятельность Церкви Лумпа поставлена под контроль гос-ва, часть сектантов эмигрировала в Заир, однако большинство вскоре вернулось в Замбию. Приверженцы Церкви Лумпа имеются в Заире, Танзании, Малави, Зимбабве.

В ряде стран Гвинейского побережья в нач. 20 в. широко распространилось движение Харриса. Уроженец Либерии У. У. Харрис (по этнич. принадлежности гребо) в 1910 объявил себя «пророком» и выступил за восстановление чистоты христ. учения. Он осуждал колдовство, фетишизм (порицал отношение к кресту как к фетишу, от к-рого можно ожидать чудесной помощи). С сер. 20 в. учение Харриса (иногда называемое неохар- ризм) получило широкое распространение во мн. афр. странах. Число последователей Харриса в Кот-Дивуар оценивается (1980-е гг.) приблизительно в 150—200 тыс., в Либерии — св. 20 тыс. (преим. среди гребо и кру). С 1920-х гг. стало распространяться учение харристов в Дагомее (совр. Бенин), особенно среди фон. В кон. 1970-х гг. численность бенинских последователей секты составляла неск. десятков тыс. чел. В 1910-х гг. сподвижник Харриса Дж. Нешби организовал в брит, колонии Золотой Берег (совр. Гана) среди фанти Церковь двенадцати апостолов, по своей догматике и внутр. организации схожей с харристскими общинами. После 2-й мировой войны в Кот-Дивуар возникла неохарристская секта Деима (Церковь Марии Лапу, или Церковь очищения от праха). Её основательница — «пророчица» Дьигба Давово (из племени дида подгруппы кру) — приняла имя Марии Лапу (от лапу — божественный пепел или зола). Секта Деима отрицает колдовство и почитание фетишей, жертвоприношения; не принимает христ. таинства исповеди и причащения. В ритуале деимистов большое значение придаётся «святой воде из ручья Деима» и «священному пеплу Лапу». Гл. отличие этой секты от др. христ.-афр. сект состоит в том, что её обряды лишены экстатич. характера. Многие моральноэтич. нормы секты (отказ от мести, прощение врагов и др.) противоречат нормам первобытнообщинного общества. Во 2-й пол. 1970-х гг. численность деимистов оценивалась в 100 тыс. чел., преим. среди бете, годье, дида и др., населяющих Ю.-З. Кот-Дивуар.

Секта Херувимы и серафимы (полное назв. Вечный священный орден херувимов и серафимов) — самая значительная в Зап. Африке; имеет адептов в ряде стран, в основном в Нигерии. Её числ. ориентировочно достигала в нач. 1980-х гг. ок. 500 тыс. чел. Основатель секты — Моисей Оримоладе Тунолазе из Нигерии. В основе вероучения секты — Библия (переведена на яз. йоруба). Сохраняются христ. догмат троицы, таинства крещения и причащения. Сектанты верят, что молитвами, личным обращением к богу можно достичь (без всяких посредников) божьей благодати, выражающейся в различного рода видениях, пророчествах, даре исцеления и т. п. Богослужения состоят гл. обр. в пении многочисл. молитв и псалмов, плясках под звуки духовых инструментов и тамтамов; характерны кликушество, транс, ночные бдения, носящие оргиастич. характер. Глава секты — баба аладура ( «отец молящихся», «про-рок»), возглавляющий группу высших служителей культа, на низшей ступени иерархии «апостолы», в обязанность к-рых вменяется проповедь и вовлечение в секту новых членов. Херувимы и серафимы имеют свои школы, приют для сирот и одиноких стариков, семинарии для подготовки священнослужителей, молельные дома и др. Ещё при жизни Тунолазе его последовательница Абиодун Акинсовон основала особую секту. В 1930-х гг. секта Херувимы и серафимы разветвилась на множество местных сект со своими «пророками» во главе. Среди них значительна секта Аладура (Церковь бога), возникшая в 1930 среди части йоруба в Нигерии. В кон. 1970-х гг. она насчитывала неск. десятков тыс. приверженцев; распространена, помимо Нигерии, в Либерии (у баса, кру, кпелле, банди и др.), в Сьерра-Леоне (с 1947; у менде в Фритауне и его окрестностях), на Ю.-В. Бенина (у части йоруба — наго) и др. Херувимы и серафимы вербуют приверженцев не только среди христиан и сторонников афр. традиц. верований и культов, но и среди мусульманского нас.

В 1930 на Ю.-В. Нигерии была образована Нац. церковь святого духа (или Секта святого духа). Первыми членами этой секты были ананг (подразделение ибибио). Они почитают одну из ипостасей троицы — духа святого, к-рого называют Эдисана Одуду. В догматике этой секты значительнее, чем в др. Х.-а. ц. и с., влияние традиц. верований; святой дух уподобляется традиц. духам-помощникам (как они, он исцеляет от болезней, может способствовать долголетию, приобретению богатства и т. п.). Почитаются духи природы, предков, божество Эте Абаси; культ включает экстатические обряды, обильные жертвоприношения.

В ЮАР действует Церковь Христа (или Ибандла Лика Кресту), возникшая в 1910 в Кейптауне у коса. Секта признаёт лишь Ветхий завет; практикует обычные для традиц. верований обряд обрезания, многоженство, левират и др.; выступает против католицизма, считая рим. папу антихристом. Возглавляет Церковь Христа епископ, к-рому сектанты приписывают способность непосредственного общения с богом; без посредничества епископа никто не может попасть на небо; в его силах распоряжаться погодой, дождём (уподобляется обожествлённому правителю или вождю-жрецу традиц. верований). Совр. Церковь Христа владеет соб-ственными зем. участками, магазинами, складами и др. Официально не признанная в ЮАР Церковь Христа как хоз. предприятие обладает всеми юридич. правами. Секта лояльна к расистскому режиму ЮАР, не выступает против системы апартхейда.

Сотни тысяч приверженцев в банту- язычных странах Центр, и частично Юж. Африки имеют апостольские движения, в деятельности к-рых особую роль играет проповедь «апостолами» скорого пришествия «чёрного спасителя» (мессии), установления на земле «царства божьего». К ним относятся: Апостолич. церковь, осн. в 1956 среди лулуа (терр. совр. Заира); Апостолич. церковь Иоанна Масове, с 1930 действующая среди шона Ю. и В. Зимбабве (распространена в Анголе, Зимбабве, Замбии); Африканская апостолич. церковь Иоанна Маранке, возникла у шона в 1932, самая крупная из Х.-а. ц. и с.

К числу Х.-а. ц. и с., образовавшихся в ряде стран Вост. Африки, принадлежат Мария Легия, Дини я Мариам и ряд др. Мария Легия (или Легия Мария, «легион Марии»), насчитывающая (кон. 1970-х гг.) св. 100 тыс. приверженцев, образовалась в Кении у луо в нач. 1960-х гг.; главный религ. центр секты — в Найроби. Мария Легия распространена также в Танзании.

Особую группу составляют «православные» секты африканцев, возникшие в Вост. Африке. Их священнослужители вступили в контакты с Александрийской, Греческой, Румынской, Русской православными церквами. В догма-тике и культе «православных» церквей сочетаются элементы протестантизма, католицизма, православия и местных традиц. верований. Африканская пра-вославная церковь (Африканская ортодоксальная церковь) возникла в Кении в кон. 1920-х гг. Насчитывала в кон. 1970-х гг. ок. 30 тыс. чел. Действует гл. обр. среди кикуйю, частично среди луо. Религ. центры — Найроби и Мараголи. На терр. совр. Уганды в 1929 была основана Африканская греческая православная церковь, к-рую возглавил архимандрит-африканец Спартас Мукаса. От неё отделилась Восточноправославная церковь во главе с С. Касасой. В 1966 обе секты объединились в Африканскую православную автономную церковь к югу от Сахары. В Уганде имеются и др. «православные» общины, не признающие единого руководства. По этнич. принадлежности приверженцы «православных» сект Уганды преим. ганда. В Танзании общая численность последователей «православных» сект на нач. 1970-х гг. оценивалась приблизительно в 20—25 тыс. чел.

Среди Х.-а. ц. и с. существуют и такие, к-рые возникли на основе афр. традиц. религ. орг-ций. Так, из тайного союза йоруба Огбони возникло в Нигерии в 1910-х гг. Реформированное братство Огбони (первоначально именовавшееся Христианизированное общество Огбони). Оно было основано африканцем, являвшимся ранее священнослужителем англиканской церкви, привнёсшим в вероучение секты элементы христианства. В колон, период за антиколон. выступления общество подверглось преследованиям и долгое время действовало тайно.

К такому же типу синкретич. орг-ций относится Церковь банза (или Движение бвити), сложившаяся в Габоне в нач. 20 в. у фанг, сангу и др. в результате модификации традиционного тайного союза сангу Бвити ( «посвящённые»), гл. функцией к-рого было проведение обряда инициаций;распространи-лась также и в Экв. Гвинее. Секта вос-приняла нек-рые христианские догматы, почитает Иисуса Христа, заимствовала элементы христ. обрядности и др. На базе тайного союза Лупамбула в колон, период в Белы. Конго (совр. Заир) была образована секта Мпеве ( «дух»), имевшая нац.-освободит. направленность.

На терр. совр. Эфиопии сложились у гураге, части галла, кафа христианизированные традиционные культы, вос-принявшие элементы монофиситства (отчасти и протестантизма) — почитание Иисуса Христа, девы Марии, некоторых христ. святых и др. Ряд местных традиционных божеств у них отождествлены с христ. святыми. Чаще всего в роли священнослужителей выступают традиционные жрецы, колдуны, знахари и т. п.

В период возникновения Х.-а. ц. и с. (с кон. 19 в.) в них находили отражение протест афр. народов против колониализма, расовой дискриминации. На этом этапе они, играли позитивную роль в нац.-освободит. движении. В ряде случае? синкретич. орг-ции, имевшие первоначально политич. направленность, впоследствии приобретали религ. (и по форме, и по содержанию) характер. На совр. этапе Х.-а. ц. и с. с их мистицизмом, приверженностью к трайбализму, с враждебностью ко всему новому служат тормозом на пути социально-экономич. развития независимых гос-в.