Уганда | Книги и материалы об Уганде | Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время | Торо

Туры по Уганде:

ВСЯ УГАНДА ЗА 12 ДНЕЙ
Горные гориллы, горные озера, рафтинг по Нилу и много животных

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ
В поисках маленьких людей и больших обезьян

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И КЕНИИ
С отдыхом на Индийском Океане

УГАНДА, КЕНИЯ И ТАНЗАНИЯ
Путешествие по Восточной Африке и отдых на Занзибаре

Africa Tur Уганда Книги и материалы об Уганде Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время Торо

Торо

Расположенное к западу от Буганды, южнее оз. Альберт, восточнее р. Семлики, севернее р. Катонга, Торо как политическая единица — саза в составе Китара-Буньоро была известна еще со времен последнего представителя династии Абатембузи и основателя династии Бачвези — Ндахуры. Как свидетельствует устная традиция, Ндахура, встретив теплый прием со стороны жителей этого района, назвал последний «tooro», т. е. «празднество». По другой версии, страна получила название от наименования одного из холмов горного массива Рувензори [254, с. 50]. По-видимому, это предположение ближе к истине, поскольку, как известно, многие жители Восточной и Южной Африки селились на возвышенных местах в целях большей безопасности. Историческим центром этого политического объедиения считается провинция Бурахья (вокруг современного города Форт-Портал).

Живущая в Торо с тех давних времен народность — баторо (торо) говорит на диалекте рутооро, который принадлежит к северной группе языковой семьи банту. Основным занятием населения было мотыжное тропическое земледелие (бананы, маниока, батат, чай, кофе), разводили также мелкий и крупный рогатый скот (скотоводство распространилось из северных районом Межозерья в период миграций XV—XVII вв. [392, с. 178]). Велась разработка месторождений поваренной соли. Этим продуктом, который был главным предметом обмена, баторо снабжали всех соседей, проживавших на территории современной Уганды [244, с. 175—176; 401, с. 26].

Так же как в Буньоро и Нкоре, в Торо население делилось на две группы: земледельцы (баиру) и скотоводы (бахима) (303, с. 42—43]. Нередко их взаимоотношения принимали форму патроната [213, с. 177, 179, 186]. И хотя формы зависимости по поводу скота были не столь антагонистичны, как в Нкоре, они способствовали формированию иерархической системы иладения скотом и были одной из основных причин имущественного расслоения общества.

Процессы социального размежевания особенно обострились в первой половине XIX в., после превращения Торо в самостоятельное государство, что сопровождалось усилением власти верховного правителя, созданием административно-политической системы, укреплением позиций лиц, принадлежащих к управленческому аппарату.

К сожалению, исследуемое общество не привлекло к себе такого пристального внимания со стороны африканистов, как, например, Буньоро, Буганда, Нкоре, Бусога. Лишь в 1975 г. вышла первая работа по истории Торо, написанная известным английским ученым, бывшим руководителем исторического отдела университета Макерере К. Ингэмом [299].

Исследователи выделяют несколько причин образования нового государства [272; 299, с. 12; 303, с. 197, 217; 304, с. 19, 43]: 1) центробежные тенденции, возникшие в Буньоро, о которых говорилось выше; 2) недовольство населения методами управления омукамы, протест против назначения в качестве наместников женщин из правящей династии Буньоро; 3) постоянные агрессивные действия со стороны восточного соседа — Буганды.

В 1830 г., во время правления в Буньоро омукамы Кьебамбе Ньямутукура III, его четыре сына подняли восстание. Один из них — Кабойо Омуханва считался главою рода Бабито и, по существующему обычаю, не имел права наследовать своему отцу, т. е. не мог осуществить свои честолюбивые планы на родине. Кабойо, будучи наместником Торо, провозгласил себя правителем (омукамой) этой провинции, основал правящую династию и отделился от Буньоро. Основной его опорой стали воины провинции Бусонгора. После долгой борьбы Кьебамбе признал своего сына правителем самостоятельного политического объединения. Кабойо удалось значительно расширить территорию Торо путем военных захватов [299, с. 54—55].

Вся социально-политическая система Торо была создана по образу и подобию Буньоро. Омукама являлся верховным администратором, судьей, военачальником и владыкой всей земли в государстве. Страна была разделена на отдельные округа, во главе которых стояли вожди, подчинявшиеся только омукаме. Они управляли вверенными им территориями и собирали с населения дань. Эти наместники составляли государственный совет при верховном правителе. Резиденция последнего находилась в столице — Кабароле. Основными источниками обогащения правящего слоя общества были собираемые с населения налоги и доходы от монополии на торговлю солью.

После смерти Кабойо в 1850 г. начался «темный» период в истории Торо, который ознаменовался 20-летней междоусобной борьбой его наследников. Эта борьба закончилась приходом к власти омукамы Ньяика I, убившего своего брата-соперника. Воинственность нового омукамы и его постоянные набеги на соседей обусловили вторжение в Торо в 1876 г. войск правителя Буньоро Кабареги. Ньяика I был убит, а Торо, лишившись независимости, вновь подпало под владычество Буньоро. Так закончилась короткая история самого молодого политического объединения Северного Межозерья.