Туры по Уганде:
ВСЯ УГАНДА ЗА 12 ДНЕЙ
Горные гориллы, горные озера, рафтинг по Нилу и много животных
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ
В поисках маленьких людей и больших обезьян
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И КЕНИИ
С отдыхом на Индийском Океане
УГАНДА, КЕНИЯ И ТАНЗАНИЯ
Путешествие по Восточной Африке и отдых на Занзибаре
Подготовка условий для колониальной эксплуатации Уганды
Английские правящие круги утверждали, что против собственной воли установили протекторат над Угандой, что сделали это, исходя из филантропических соображений и принятых международных обязательств. Между тем уже первые мероприятия колонизаторов в 90-е годы XIX в., особенно в области экономики, свидетельствовали о намерении Англии прочно закрепиться и Северном Межозерье. В 1894 г. правительство метрополии решило строить угандскую железную дорогу, чтобы связать протекторат с побережьем Индийского океана [385, с. 72; 386, с. 36]. Строительство ветки Момбаса — Кисуму (порт на оз. Виктория, до 1902 г. входивший в состав Уганды), начатое в 1896г., было завершено в 1901 г. Получив выход к морю, Уганда стала открытой для активного вторжения английских монополий. Уже в 1896 г. две английские компании создали свои агентства и Кампале [298, с. 82]. С 1899 г. между Энтеббе, ставшего еще и 1893 г. столицей протектората, и Кисуму была установлена регулярная пароходная связь. Из Уганды начался вывоз местных продуктов.
Но особенно большое внимание английские колонизаторы уделили проблеме землевладения и землепользования. Уже в конце XIX в. вопрос об отчуждении земли был поставлен в плоскость практического решения.
При комиссаре Бэркли (1894—1896) кабака, некоторые сановники и территориальные вожди (всего 33 человека) получили имения в частную собственность [315, с. 17]. Комиссар утвердил также передачу земельных участков в пользу двух христианских миссий [315, с. 17]. Поступая так, колонизаторы стремились подорвать общинное пользование землей, передать землю в руки отдельных лиц, превратить ее в объект купли-продажи и облегчить переход земли в собственность английских капиталистов.
В июле 1897 г. Форин оффис издал «Земельные правила Уганды» [315, с. 17]. Эти правила давали английскому комиссару право сдавать землю в аренду любому лицу на срок до 21 года, который мог продлеваться. Установилась обязательная регистрация документов на частное или арендуемое владение. Правила вводили две категории земель. Те земли, которые обрабатывались и находились в постоянном владении коренных жителей, оставались под контролем кабаки и люкико. Остальные земли — необрабатываемые и незанятые — поступали в распоряжение колониальной администрации. Таким образом, в конце XIX в. закладывались основы земельного грабежа, осуществленного в начале XX в. Тогда же, в конце XIX в., колонизаторы позаботились об идеологическом обосновании своей политики в Северном Межозерье. Решающую роль в этом призваны были сыграть христианские миссионеры.
Англиканское ЦМО и католические миссии распространяли свою деятельность из Буганды на другие области. В конце XIX в. они основали станции в Буньоро, Торо, Бусоге, Нкоре [298, с. 78]. В самой Буганде они готовили проповедников из баганда, которые работали на родине и среди соседних народов. Часто случалось, что проповедники-баганда приходили в восточные, северные, западные области протектората ранынег чем миссионеры. Некоторые баганда получили духовный сан.
В буржуазной литературе деятельность миссионеров в Уганде характеризовалась как цивилизаторская и прогрессивная. Особенно высоко оценивалась их роль в насаждении европейской культуры. Миссионеры внесли вклад в культуру, по культуру колониального общества, в которой на первом месте стояла христианская религия. Они создали письменность и грамматику местных языков. Однако это делалось главным образом для того, чтобы облегчить религиозную и политическую обработку коренного населения. То же можно сказать о создании первых начальных (точнее, элементарных) школ. Когда встал вопрос, на каком языке будет вестись обучение, сначала предлагался язык суахили, который имел некоторое распространение в восточных и северных территориях Уганды. Однако вскоре миссионеры отказались от суахили под предлогом, что свои проповеди христианские священнослужители вели только на луганда [298, с. 79]. На самом деле их пугало, что суахили широко используют мусульманские проповедники.
Деятельность миссионеров имела не только религиозный, но и политический аспект. Стараниями миссий религиозные группировки — англиканская, католическая, мусульманская — превратились в постоянных соперников, что вело к устойчивому расколу местного африканского общества. Миссионерам из ЦМО удалось добиться того, чтобы англикане всюду заняли господствующее положение. Эта группировка стала надежной опорой колонизаторов.
Миссионерам принадлежит заслуга в создании медицинских учреждений в Уганде. Однако усилий одних миссий было явно недостаточно. Колониальные же власти не делали ничего для создания системы медицинского обслуживания коренного населения. Между тем вторжение колонизаторов в Северное Межозерье имело для его народов тяжелые последствия. Эту область Восточной Африки поразили неведомые прежде голод и эпидемии, которые унесли сотни тысяч человеческих жизней и привели к массовому падежу скота. Например, сонная болезнь, которую принесли с собой колонизаторы, буквально обезлюдила северное побережье оз. Виктория.
Хотя оккупация Уганды длилась почти десять лет (с 1890 г.), политическая обстановка в стране оставалась нестабильной. Английская буржуазия требовала установить в Уганде твердые колониальные порядки, которые позволили бы ей без риска вкладывать капиталы, получать надежные и высокие прибыли. А для этого надо было создать эффективную инфраструктуру.
Отвечая на эти требования, правительство Англии решило принять действенные меры в Уганде. В протекторат был направлен специальный комиссар Г. Джонстон, опытный колониальный администратор. Министр иностранных дел Солсбери главную задачу Джонстона видел в том, чтобы поставить управление протектората на «постоянную и удовлетворительную» основу [315, с. 15; 359, 1972, т. VI]. На языке колонизаторов это означало: подавление всякого сопротивления коренных жителей, создание благоприятных условий для деятельности частного капитала метрополии.