Уганда | Книги и материалы об Уганде | Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время | Политика колонизаторов в области культуры

Туры по Уганде:

ВСЯ УГАНДА ЗА 12 ДНЕЙ
Горные гориллы, горные озера, рафтинг по Нилу и много животных

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ
В поисках маленьких людей и больших обезьян

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И КЕНИИ
С отдыхом на Индийском Океане

УГАНДА, КЕНИЯ И ТАНЗАНИЯ
Путешествие по Восточной Африке и отдых на Занзибаре

Africa Tur Уганда Книги и материалы об Уганде Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время Политика колонизаторов в области культуры

Политика колонизаторов в области культуры

Колонизаторы не отрицали существования культуры у народов Уганды. Но их признание было признанием высокомерных расистов. Они как бы говорили: да, культура присутствует, но она примитивная, отсталая и «антигуманная», лишена подлинного божественного начала, а потому требует энергичного вмешательства со стороны более высокой, истинно «гуманной», освященной христианским учением культуры. И с момента установления протектората эту культуртрегерскую задачу колонизаторы поручили христианским миссионерам.

Школьное образование с самого начала приняло элитарный характер. Католическая миссия «Милл хилл» была первой, основавшей в 1901 г. в Намильянго школу [54, с. 19—20], в которую принимали только мальчиков из знатных фамилий. В ней, например, учились два кузена молодого кабаки. Программа обучения включала английский язык, географию, математику, пение, инструментальную музыку. В школе был создан духовой оркестр. Преподавателями были европейцы, плата за учебу составляла большую для того времени сумму — 60 рупий в год.

За католической миссией последовало англиканское ЦМО. Оно открыло пансион для отпрысков вождей — «Менго хай скул» [54, с. 18]. Каждый вождь строил для своих детей домик и полностью обеспечивал их всем необходимым. Выпускники этой школы продолжали свое образование в учебном заведении, созданном в 1906 г. и получившем название «Кингз-колледжа» ( «Колледжа короля») [298, с. 124]. Она называлась так потому, что была построена на участке, выделенном кабакой на холме Будо, где обычно проходила коронация нового правителя. Девочки из знатных семей учились в пансионе, созданном в 1905 г. в Гайяза [54, с. 18]. Закрытые учебные заведения (пансионы) ЦМО создало в период 1908—1910 гг. также в городах Мбарара (Анколе), Хоима (Буньоро), Иганга (Бусога), Нгора (Букеди).

Создание пансионов преследовало далеко идущие цели. Ребенок-африканец полностью и надолго вырывался из африканской среды, становился объектом повседневной «промывки мозгов» со стороны миссионеров и действовавших под их контролем школьных преподавателей (в основном европейцев). Такие школы не заботились о развитии подлинно африканской культуры, в них готовили послушных слуг колонизаторов и местных имущих классов.

Уровень обучения был крайне низким. Из школ выходили полуграмотные, но в то же время сословно амбициозные молодые люди, которые заранее знали, что им обеспечены выгодные посты в служебной иерархии. Ни о каком выборе профессии, особенно в области культуры, тогда не могло идти речи. Дальше умения читать, писать, считать, выполнять какую-то работу по хозяйству школьные программы не шли.

Первая в протекторате газета, «Уганда ноутс» (основана в 1900 г.) [298, с. 126], принадлежала ЦМО. Она выходила па английском языке, и, конечно, читать ее могли только европейцы и немногие африканцы. Поэтому руководство ЦМО с января 1907 г. стало издавать на луганда газету «Эбифа му Буганда» [298, с. 126]. Через четыре года (в январе 1911 г.) свою газету на луганда «Мунно» ( «Твой друг») основали «белые отцы» [298, с. 126]. Поскольку школьное обучение и богослужение в областях, населенных банту, велось в основном на луганда, эти две газеты имели значительную для предвоенного периода читательскую аудиторию. Миссионеры получили дополнительное и весьма действенное средство для воздействия па умы и сознание африканцев, для насаждения буржуазных культурных ценностей.

Попытку катикиро А. Кагвы в 1913 г. основать газету на луганда колониальные власти решительно пресекли на том основании, что ответственный государственный деятель не может быть связан с изданием или редактированием печатного политического органа [454, 1973, т. 6, № 2].

До первой мировой войны в африканском обществе еще не сложился социальный слой, который бы сознательно встал на защиту культурных ценностей народов Уганды и поставил цель формирования и развития национальной культуры, как одной из форм борьбы против колониального режима. Большинство африканцев, получавших образование и воспитание в миссионерских школах, преклонялось перед европейской буржуазной культурой, перед образом жизни «белого человека» и с пренебрежением относилось к своей культуре, к африканскому образу жизни. Однако были и другие примеры: встречались люди, которые идеализировали прошлое (даже его отрицательные явления) и отвергали все то положительное, что несла с собой европейская культура. Зачастую такое отрицание было негативной реакцией на политику чужеземных поработителей, активным выражением протеста.