Уганда | Книги и материалы об Уганде | Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время | Раскол УНК и образование Народного конгресса Уганды (НКУ)

Туры по Уганде:

ВСЯ УГАНДА ЗА 12 ДНЕЙ
Горные гориллы, горные озера, рафтинг по Нилу и много животных

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ
В поисках маленьких людей и больших обезьян

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И КЕНИИ
С отдыхом на Индийском Океане

УГАНДА, КЕНИЯ И ТАНЗАНИЯ
Путешествие по Восточной Африке и отдых на Занзибаре

Africa Tur Уганда Книги и материалы об Уганде Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время Раскол УНК и образование Народного конгресса Уганды (НКУ)

Раскол УНК и образование Народного конгресса Уганды (НКУ)

В декабре 1958 г. в УНК возник острый кризис, вызванный разногласиями по вопросу об участии в конференции народов Африки в Аккре (Гана). Тех деятелей, которые высказались за участие, президент УНК И. Мусази сместил с занимаемых постов [477, 4.ХП.1958]. Оправдывая свое решение, он утверждал, что смещенные лица игнорировали опасность для Уганды «замены одного империализма другим». В результате из УНК вышел ряд деятелей (небаганда), которые основали партию Союз народов Уганды [477, 17.XII.1958]. Союз выступил с антиколониальной платформой, выдвинув на первый план парламентскую деятельность.

И все-таки делегация УНК в составе Дж. Кивануки, Б. Кунунки, Дж. Калекези, А. Майянджи поехала в Гану, активно участвовала в конференции, внесла на ее обсуждение официальный документ [38, 1958, т. 1, ч. II].

В начале января 1959 г. раскол УНК был закреплен организационно. Группа И. Мусази созвала свою партийную конференцию в Кампале, группа Дж. Кивануки — Б. Кунунки свою — в Мбале. В феврале 1959 г. И. Мусази и его сторонники присоединились к НДУ.

Уход группы И. Мусази не укрепил УНК. А отказ его лидеров от сотрудничества с НДУ еще больше углубил разногласия. Дж. Кивануку и Б. Кунунку обвиняли в том, что они уступили руководство массами сепаратистам и тем самым свели влияние конгресса в Буганде на нет [421, 1960, т. 5, № 2]. Отделения УНК в Ланго и Ачоли потребовали их отставки. В августе 1959 г. большинство исполкома временно сместило обоих лидеров с их постов [477, 7.VI.14, 24.VIII.1959]. Киванука и Кунунка отказались подчиниться решению исполкома и создали собственную организацию. В Уганде снова действовали два конгресса: УНК во главе с М. Оботе и УНК во главе с Дж. Кйва- иукой и Б. Кунункой. В решающий период борьбы за независимость группа М. Оботе выступила за сплочение национальных сил. Именно стремление к национальному единству привело эту группу к слиянию с Союзом народов Уганды.

9 марта 1960 г. в результате объединения УНК и Союза народов Уганды возникла партия Народный конгресс Уганды [342, с. 162]. Ее президентом был избран Милтон Оботе.

Новая партия встала на антиимпериалистическую платформу. В своей программе она выдвинула требование немедленной и полной независимости, сохранения единства Уганды, управляемой сильным центральным правительством. Этих целей она намеревалась добиваться конституционными средствами.

НКУ был самой молодой партией. Но он с самого начала располагал сильными позициями. В законодательном совете конгресс имел семь мест из десяти. У НКУ было и другое преимущество перед партиями, которые базировались в Буганде. Хотя эти партии также выступали за национальное единство и с общеугандскими требованиями, их влияние вне Буганды было слабым. Более того, создание НКУ ускорили домогательства бугапдекой верхушки па «особое» (господствующее) положение в независимой Уганде и недоверие к старым партиям (УНК, ДП, ПП) вне Буганды. Таким образом, преобладающее влияние в Западной, Восточной, Северной провинциях НКУ сразу было обеспечено. Задача состояла в том, чтобы не растерять его, а приумножить. Как покажут дальнейшие события, НКУ эту задачу решил успешно.

НКУ поддерживали крестьяне, рабочие, интеллигенты, торговцы, бизнесмены, отдельные представители традиционных слоев. Руководящим ядром партии были выходиы из мелкобуржуазных прослоек. Поэтому для политической и идеологической платформы НКУ были свойственны мелкобуржуазное мировоззрение, крайняя эклектичность взглядов, неприятие интернационального подхода к событиям в мире и Африке, повышенное внимание к решению частных злободневных вопросов. Разношерстный социальный состав, узость взглядов и интересов прослоек мелкой буржуазии были причиной непоследовательности и противоречивости политики руководства НКУ.