Уганда | Книги и материалы об Уганде | Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время | Аграрная реформа

Туры по Уганде:

ВСЯ УГАНДА ЗА 12 ДНЕЙ
Горные гориллы, горные озера, рафтинг по Нилу и много животных

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ
В поисках маленьких людей и больших обезьян

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И КЕНИИ
С отдыхом на Индийском Океане

УГАНДА, КЕНИЯ И ТАНЗАНИЯ
Путешествие по Восточной Африке и отдых на Занзибаре

Africa Tur Уганда Книги и материалы об Уганде Н. А. Ксенофонтова, Ю. В. Луконин, В. П. Панкратьев. ИСТОРИЯ УГАНДЫ в новое и новейшее время Аграрная реформа

Аграрная реформа

С начала 1969 г. в стране развернулась острая дискуссия по вопросу аграрной реформы. Левые элементы и часть центристов в правительстве и НКУ требовали логического завершения «антифеодальной революции»: национализации земель феодалов и издания законов, которые защищали бы права крестьян, живущих на этих землях.

В середине 60-х годов начала ощущаться нехватка земли в высокоплодородных районах, прилегающих к оз. Виктория, в результате миграции населения из перенаселенных горных и малоплодородных северных районов. В Буганде, фактически ведущем районе с частным землевладением, введенным в колониальный период, численность землевладельцев выросла с 4 тыс. в начале XX в. до 112 тыс. На частных землях маило проживало около 200—250 тыс. арендаторов, пользовавшихся наследственным правом аренды, и около 50 тыс. арендаторов, плативших «свободную» аренду, устанавливаемую землевладельцами в соответствии с возросшей стоимостью земли [244, с. 117—132]. Землевладельцы стремились к сгону наследственных арендаторов со своих земель и к введению закона о «свободной» аренде. В этом их поддерживала кулацкая прослойка крестьянства (примерно 19% хозяйств). Среди сторонников «свободной» аренды были и государственные чиновники, которые, используя служебное положение и доступ к кредитам, создали высокотоварные хозяйства.

Правительство выступило на стороне арендаторов, заявив, что будет защищать их право традиционного пользования землей. Было принято также решение выдвинуть на рассмотрение Национального собрания предложение о передаче в аренду государственных земель. В феврале 1969 г. депутаты от НКУ внесли на рассмотрение Национального собрания проект нового закона о земле, предлагавшего ограничить размеры землевладения и «защитить права, интересы и достоинство большинства угандцев» [468, 25.11.1969]. Законопроект, который касался только государственных земель и не затрагивал 10 тыс. миль2 частных земель, принадлежавших феодалам и капиталистическим компаниям, предполагал упорядочить сдачу в аренду земли, ограничив сдаваемые участки тремя категориями: для мелких крестьян — 15 акрами, для средних — 100 акрами, крупных фермеров — 500 акрами [461, 7.III.1969]. Государственная земельная комиссия не имела права передавать в аренду землю, если она находилась в традиционном землепользовании. В этом случае требовалось получить согласие находившихся на указанной земле крестьян и выплатить им компенсацию. Таким образом, при сохранении традиционного землепользования предполагалось поощрение частной инициативы для более интенсивного использования земли. Как подчеркнул министр региональной администрации Дж. Очола, законопроект должен «предоставить возможность сотням тысяч угандцев стать капиталистами» [468, 15.Х. 1969].

Во время обсуждения законопроекта часть членов НКУ выступила с требованием конфискации частных земель кабаки и феодалов, участвовавших в мятеже 1966 г., а также аннулирования системы землевладения маило [468, 7. III, 16, 18. IV, 4.VI.1969]. Однако правым удалось отстоять законопроект в его первоначальном виде, не допустив национализации земли.